Несмотря на то что сектор блокчейн-игр и GameFi стремительно развивается, далеко не все геймеры рады экспериментам с NFT. Особенно если речь идет о более традиционных видеоиграх. Так, в начале декабря крупный игровой издатель Ubisoft объявил о запуске бета-версии Ubisoft Quartz — сервиса для торговли внутриигровыми NFT. Геймеры раскритиковали решение компании и обвинили ее в попытке заработать на хайпе, однако Ubisoft продолжает работу над развитием своей NFT-платформы. А вот команде долгожданной ролевой игры S.T.A.L.K.E.R. 2 пришлось отказаться от интеграции NFT из-за многочисленных жалоб и критики со стороны игроков. Чем же NFT не угодили геймерам? Разобрались в этом вопросе, а также узнали, каковы шансы того, что их мнение изменится. 

Как устроена бета-версия Ubisoft Quartz

Новая NFT-платформа Ubisoft Quartz позволяет игрокам приобретать и продавать внутриигровые предметы в формате NFT — это могут быть аватары, экипировка, скины или же оружие. Эти предметы называются Digits («Символы»). Они выпускаются ограниченным тиражом, каждый из них обладает уникальным серийным номером и содержит информацию обо всех владельцах этих внутриигровых предметов. При этом Digits никак не влияют на ход игры и не нужны для ее прохождения. 

Ubisoft Quartz работает на базе блокчейна Tezos (XTZ). Выбор в пользу этой сети во многом обусловлен тем, что Tezos, в отличие от того же Ethereum, работает на алгоритме консенсуса Proof-of-Stake (PoS), который использует гораздо меньше энергии, чем алгоритм Proof-of-Work (PoW). Также немаловажно и то, что Ubisoft является валидатором в сети Tezos. 

Пока платформа Ubisoft Quartz поддерживает Digits только для одной игры — Tom Clancy’s Ghost Recon: Breakpoint, а также доступна в ограниченном числе регионов. Бета-версия сервиса доступна только игрокам из США, Канады, Бельгии, Германии, Испании, Италии, Франции, Бразилии и Австралии. Пока ничего не известно о запуске проекта в других странах и сроках перехода к альфа-версии.

Пока на Ubisoft Quartz только три Digits: ружье, шлем и штаны. Источник

Неизвестны также и цены на Digits. До конца декабря геймеры, которые играли в Tom Clancy’s Ghost Recon: Breakpoint от 100 до 600 часов, могли получить их бесплатно. Владельцы Digits могут продать их на площадках Rarible и Objkt. Судя по активности, на этих маркетплейсах NFT не пользуются особым спросом и стоят в среднем несколько долларов. Некоторые геймеры, конечно, хотят за свое виртуальное обмундирование несколько тысяч и даже десятков тысяч долларов, но покупателей пока не нашлось. 

Чем вызвана критика Ubisoft Quartz и NFT в гейминговой индустрии

Мнение геймеров о Ubisoft Quartz разделилось. Часть поддержала издателя, но большинство выступили против нововведения. Трейлер сервиса на YouTube при 223 000 просмотров получил более 43 000 дизлайков и лишь 1 700 лайков. Юзеры оставили под роликом более 4 200 комментариев, большинство из которых негативные. Волна недовольства вылилась также в Twitter и Reddit. 

Геймеры обвинили издателя в попытке заработать на хайпе вокруг NFT, а также призвали «вкладывать ресурсы в создание игр, которые понравились бы пользователям, а не бесконечно искать новые способы монетизации». Многие упрекают Ubisoft в том, что компания в очередной раз дала им то, о чем ее не просили, чего никто не хочет и чему никто не обрадуется. Компанию упрекнули также в том, что даже «зеленые» блокчейны вредят экологии. И лишь криптоэнтузиасты поддержали Ubisoft, отметив, что это смелый и прогрессивный шаг. 

Трейлер Ubisoft Quartz 

Вероятно, такая негативная реакция связана с тем, что в последние годы игровое сообщество все чаще сталкивается с растущей проблемой монетизации видеоигр — все чаще прохождение игры требует от геймеров дополнительных расходов, например, покупки специального снаряжения. Сказывается и то, что простые игроки, далекие от крипторынка, зачастую имеют ошибочные предубеждения. Так, например, некоторые из них считают, что NFT — это просто jpeg-файлы, и не понимают, в чем смысл использования этих цифровых активов. 

NFT не имеют смысла. Ты просто покупаешь jpeg (или, по всей видимости, просто чек о его покупке) за бешеные деньги. Во всем этом просто нет необходимости, и это только затрудняет процессы, которые нормально работали до этого. Я устал от NFT, которые везде. Они отпугивают обычных пользователей. 

Но не только геймеры оказались настроены против NFT-площадки Ubisoft. Критику в адрес Ubisoft Quartz поддержали многие игровые СМИ и участники рынка. Например, американское издание Kotaku заявило, что запуск сервиса — это доказательство того, что игровой мир становится хуже. Похожего мнения придерживается и основатель игровой студии Psychonauts Double Fine Харпер Джей Макинтайр, который считает, что NFT — это мошенничество. 

«Интеграция NFT [в Tom Clancy’s Ghost Recon: Breakpoint] это не только этически сомнительно, но и не имеет никакой практической пользы. Конечно, это сделано не для покупки/торговли «уникальной» добычей. Это мошенничество. Чем больше людей в нашей отрасли готовы публично заявить об этом, невзирая на последствия, тем лучше», — заявил в Twitter Харпер Джей Макинтайр. 

Профсоюз Solidaires Informatique, представляющий работников французского подразделения Ubisoft Paris, которое ответственно за Tom Clancy’s Ghost Recon: Breakpoint, публично выступил против нововведения с NFT, раскритиковав его как «бесполезную, дорогостоящую, экологически вредную технологию». По мнению профсоюза, интеграция NFT не принесла «никаких улучшений или преимуществ в игры Ubisoft». Рынок внутриигровых товаров прекрасно работает и без блокчейна, поэтому члены организации недоумевают, зачем он нужен.

«На форуме сотрудников Ubisoft объявление об интеграции NFT получило только 5% положительных откликов», — прокомментировал изданию PC Gamer глава Solidaires Informatique и старший дизайнер Tom Clancy’s Ghost Recon: Breakpoint Марк Рутшле. 

Ubisoft продолжает разработку NFT-проекта 

Ubisoft продолжит работу над Digits и Ubisoft Quartz, даже несмотря на критику проекта со стороны геймеров и собственных сотрудников. 

В комментариях изданию Decrypt Дидье Женевуа, технический директор блокчейн-направления Ubisoft, и Николас Пуар, вице-президент Лаборатории стратегических инноваций Ubisoft, отметили, что для игрового издания это пока просто эксперимент, который должен показать, что «децентрализация может принести игрокам». 

«Мы получили много отзывов с момента анонса и слышим как поддержку, так и озабоченность. Мы понимаем, откуда берется такое отношение к технологии, и будем учитывать это на каждом шагу», — сказал Женевуа.

Руководство Ubisoft понимает, что NFT — это «серьезные изменения» для игроков, но убеждено, что их недовольство вызвано прежде всего незнанием технологии. 

«Невозможно игнорировать мнение игроков. Мы уважаем его, и негативные отклики вызывают у нас беспокойство. Но для людей, которые не верят в NFT, мы советуем попробовать использовать их», — сказал Николас Пуар. 90% людей, которые сейчас критикуют инициативу Ubisoft, просто не пробовали игры на блокчейне, считает Пуар. 

«Мы знаем, что интеграция NFT — это серьезное изменение, которое потребует времени, но останемся верны нашим трем принципам», — заявил Дидье Женевуа.

Эти принципы: ответственное использование технологии (в том числе касательно ее энергоэффективности), создание безопасной среды для геймеров и добавление функций, которые действительно приносят пользу игрокам и обогащают их игровой опыт.

По данным издания Kotaku, в середине декабря гендиректор Ubisoft Ив Гиймо провел видеоконференцию с разработчиками студии Ubisoft Paris, где попытался убедить их в правильности выбранного направления. Он заявил, что критика Ubisoft Quartz была предсказуемой. Геймеры часто протестуют против новшеств — так было с микротранзакциями, скачиванием обновлений и лутбоксами (случайными наградами) среди прочего. Но со временем они приняли нововведения, и сейчас игры уже сложно представить без них. Гиймо уверен, что точно так же будет и с NFT. Глава Ubisoft ясно дал понять, что Ubisoft Quartz и интеграцией NFT в Tom Clancy’s Ghost Recon: Breakpoint компания не ограничится — она будет внедрять технологию и в другие свои игры. Гиймо также упомянул, что компания интересуется децентрализованным интернетом Web 3.0 и метавселенными.

Интерес Ubisoft к NFT не стал неожиданностью. Это не погоня за свежим трендом — студия разглядела потенциал блокчейна в гейминге еще четыре года назад. В 2017 году в Ubisoft была открыта Лаборатория стратегических инноваций, и с тех пор компания, первая из крупных издателей, инвестировала в крипторазработки и исследовала их применение в гейминге: 

  • В 2018 году Ubisoft стала одним из основателей Blockchain Game Alliance, объединившего несколько студий разработки блокчейн-игр. 
  • Тогда же компания в тестовом режиме выпустила HashCraft — блокчейн-игру в стиле Minecraft. 
  • В 2020-м Ubisoft выпустила благотворительную NFT-игру NFT Rabbids Token, выручка от которой идет в благотворительный фонд UNICEF. 
  • В начале 2021-го компания выпустила One Shot League — NFT-игру в фэнтезийный футбол на основе платформы Sorare

Кроме того, через свою грантовую программу Entrepreneurs Lab в партнерстве с NFT-единорогом Animoca Brands компания вложила десятки миллионов долларов в криптостартапы и разработчиков блокчейн-игр. 

NFT не нравятся не только пользователям игр от Ubisoft 

​​Интеграция NFT в видеоигры вызывает критику не только у пользователей Tom Clancy’s Ghost Recon: Breakpoint. В октябре студия Behavior Interactive внедрила NFT в свою игру Dead By Daylight, и это также вызвало недовольство части геймеров. Впрочем, от NFT разработчики не отказались. 

15 декабря украинская студия GSC Game World, разработчик готовящейся к выходу игры S.T.A.L.K.E.R. 2, объявила, что интегрирует в нее NFT. Благодаря нововведению геймеры смогли бы купить одного из трех дополнительных неигровых персонажей, существующих в виде NFT. Часть игроков поддержала идею, но многие выступили против. В итоге GSC Game World отказалась от своей идеи. 

Но, к счастью, в отличие от относительно небольшой GSC Game World, игровой гигант Ubisoft может позволить себе продвигать собственное видение NFT в гейминге. 

Проблемы интеграции NFT в видеоигры 

Ранее мы подробно рассказали о преимуществах, которые несет внедрение блокчейна и NFT в гейминг. Напомним кратко о самых важных из них:

  • NFT предоставляют юзерам полный контроль над внутриигровыми предметами и активами, которые разработчики не смогут контролировать. 
  • В случае если издатели договорятся между собой, NFT можно будет переносить из одной игры в другую в рамках единой игровой метавселенной. Все это сулит революционные изменения всей гейминговой индустрии.
  • Это создаст отдельный рынок, на котором геймеры смогут свободно торговать своими внутриигровыми предметами и NFT. В то же время держатели внутриигровых NFT смогут зарабатывать на росте их стоимости. 

Но на пути к полноценной интеграции блокчейн-технологии в игровой мир у издателей есть немало препятствий:

  • масштабируемость — большинство блокчейнов не справятся с нагрузкой в случае интеграции в крупную игру, в которую одновременно играют миллионы человек;
  • критика со стороны геймеров — игроки пока не понимают, зачем им блокчейн, если сектор прекрасно работает и без него. Многим из них кажется, что, внедряя технологию и в частности NFT, студии просто ищут новые пути монетизации и в этом нет никакой пользы для игроков. Случаи с Ubisoft и S. T. A. L. K. E. R. 2 — наглядные примеры этого;
  • нет примеров использования блокчейна в крупных играх — это мешает геймерам разглядеть преимущества технологии. Возможно, инициативы таких гигантов, как Ubisoft, изменят ситуацию;
  • неэкологичность NFT — излишнее энергопотребление отпугивает многих инвесторов, ведь «зеленая» повестка становится на Западе практически обязательной к исполнению; 
  • сопротивление крупных издателей — сейчас такие гиганты, как Activision Blizzard, Sony или Tencent, контролируют рынок внутриигровых предметов и активов, а NFT лишит их части этого контроля. Впрочем, если бы остальные издатели увидели интерес геймеров к NFT и блокчейну, они могли бы резко перестроиться. Такие разработчики, как Ubisoft, первыми тестируют использование блокчейна в секторе. 

Перспективы NFT в видеоиграх 

Несмотря на критику NFT в играх Ubisoft и S. T. A. L. K. E. R. 2, неясно, является ли она точкой зрения большинства геймеров или только самых консервативно настроенных. 

Высока вероятность того, что вскоре мы будем чаще слышать об интеграции NFT в крупные игры. Ubisoft не для того четыре года занималась изучением блокчейна, чтобы разом забросить свою инициативу. В ноябре о планах по интеграции NFT и выпуске блокчейн-игр объявил другой крупный издатель — Square Enix. Компания приняла такое решение после того, как NFT на основе видеоигры Shi-San-Sei Million Arthur распродали в октябре всего за две недели. 

Тогда же Эндрю Уилсон, глава консольного гиганта Electronic Arts, предположил, что NFT «станет важной частью будущего нашей индустрии на долгосрочной основе», а Штраус Зелник, глава студии Take-Two, признался, что он «большой сторонник» NFT. Более того, согласно комментариям соучредителя стримингового сервиса Twitch Джастина Кана, большинство студий активно работают над интеграцией NFT в свои проекты. Конкретные темпы внедрения NFT во многом будут зависеть от результатов эксперимента Ubisoft. 

В январе сооснователь Linkin Park Майк Шинода у себя в Twitter рассказал, что удивлен негативной реакцией геймеров на интеграцию NFT. Он считает, что игры — это тот сектор, в котором пользователи смогут извлечь максимальную выгоду из блокчейна. 

Сейчас рынок блокчейн-гейминга в основном состоит из небольших студий. Но крупные игроки тоже интересуются сектором. Яркий пример — Ubisoft, которой принадлежат хиты Assassin’s Creed, Far Cry и Just Dance. Несколько лет компания была единственным крупным издателем, интересующимся блокчейном. Но в апреле 2021 года о создании блокчейн-подразделения объявил и консольный гигант Atari.

Пока геймеры традиционных игр сомневаются в необходимости NFT, сектор децентрализованных блокчейн-игр стремительно растет. Наибольшее развитие получают игры, работающие по принципу Play-to-Earn (P2E, «играй, чтобы зарабатывать»). В них геймеры могут зарабатывать внутриигровые активы, а затем перепродавать их на сторонних NFT-площадках. В зависимости от игры и умения игрока это может принести от нескольких десятков до пары тысяч долларов в месяц. 

В 2021 году GameFi-сектор привлек миллионы человек по всему миру, на него пришлось до половины всего трафика децентрализованных приложений. Среди наиболее популярных P2E-игр: Alien Worlds, Axie Infinity, Decentraland, The Sandbox, Splinterlands, Delta Time, NBA Top Shot. По данным инвесткомпании Drake Star Partners, разработчики блокчейн-игр привлекли более $2 млрд венчурного инвестирования в первые три квартала 2021 года. Ранее мы подробно рассказали о том, как развивается сектор GameFi

Экзамен для блокчейна и NFT

Думаем, протест геймеров против интеграции NFT в видеоиграх Ubisoft вызван непониманием технологии и ее преимуществ. Геймерам почти всегда не нравятся все нововведения, которые предлагает Ubisoft, но они все равно продолжают играть в игры компании. 

Возможно, издателю не стоит ограничиваться половинными мерами и осторожничать — чтобы геймеры могли по достоинству оценить преимущества NFT, технологию необходимо интегрировать в по-настоящему массовую игру. Вероятно, Tom Clancy’s Ghost Recon: Breakpoint будет первой ласточкой, и вскоре мы увидим NFT в тех же Assassin’s Creed. Но торопиться Ubisoft не будет — спешка чревата серьезными репутационными рисками. 

Сейчас перед блокчейном и NFT стоит сложная задача — доказать свою ценность для гейминговой индустрии. Если они с этим справятся, перед ними откроются перспективы принятия миллиардной аудиторией геймеров по всему миру.