Подписывайтесь на наш Telegram канал
Новости крипторынка у вас в телефоне
Подписаться
Пицца Laszlo
10 000 BTC
Стоимость пиццы Ласло на сегодняшний день составляет:
$ 644 270 000
До Bitcoin Pizza Day еще 26 дней

Как рынок NFT меняет музыкальную индустрию

Содержание статьи:

NFT привлекает внимание десятков музыкантов, среди которых и молодые звезды вроде исполнительницы Grimes, и такие рок-легенды, как The Rolling Stones. Криптоэнтузиасты верят, что NFT способны изменить весь музыкальный рынок, сделав его более демократичным и справедливым, а также сблизив артистов с их поклонниками. И несмотря на то, что продажи токенизированных версий треков уже приносят исполнителям миллионы долларов, на самом деле не все так гладко. В начале февраля пользователи и музыканты обвинили NFT-сервис HitPiece в нарушении авторских прав, а именно в продаже токенов на чужую музыку без разрешения. После этого площадка быстро закрылась. 

Мы решили разобраться, как рынок NFT может изменить музыкальную индустрию, как устроен сектор музыкальных NFT-платформ и каковы перспективы его развития.

NFT как новая форма взаимодействия музыкантов с поклонниками 

В прошлом году сектор NFT пережил резкий взлет. Сегодня NFT успешно используются в таких сферах, как цифровое искусство, гейминг, мода, фанатские и спортивные сервисы и метавселенные

Музыка не стала исключением: собственные NFT уже выпустили сотни исполнителей, поскольку невзаимозаменяемые токены открыли музыкантам новые способы взаимодействия с фанатами. Такие токены можно выпустить на что угодно: на песню, альбом, клип, билеты на концерт, фотографии, права на исполнение, доли в роялти, в мерчендайзинге и т.д. Рассмотрим наиболее крупные и показательные кейсы использования NFT среди музыкантов за 2021 год.

Февраль. Пионер канадской электронной музыки Жак Грин продал сингл «Promise» в формате NFT за $23 000. Через несколько дней диджей и музыкальный продюсер 3LAU (Джастин Блау) заработал $11.6 млн за 24 часа, продав NFT на собственные треки. При этом свой первый NFT он продал еще осенью 2020 года. В том же месяце Майк Шинода из Linkin Park на благотворительном аукционе продал тизер своей песни «One Hundredth Stream» за $30 000. 

Март. В начале месяца канадская певица Grimes продала 10 цифровых произведений искусства и видео в виде NFT, часть из которых сопровождалась оригинальными песнями. В общей сложности эта коллекция принесла исполнительнице $5.8 млн и была распродана за 20 минут. Через несколько дней американская рок-группа Kings of Leon продала цифровые копии своего нового альбома «When You See Yourself» в виде NFT на $1.45 млн. В рамках акции были предложены эксклюзивные версии альбома, уникальные цифровые иллюстрации и пожизненные абонементы на концерты. Еще через пару дней американский диджей Steve Aoki в сотрудничестве с известным художником-визуалистом Антони Тудиско продал 11 NFT-роликов с треками музыканта за $4.25 млн. В том же месяце английский дуэт Disclosure продал NFT-картинку за $140 000 группе поклонников, которые вместе с токеном получили право на бесплатное пожизненное посещение концертов коллектива.

Апрель. Нидерландский диджей Don Diablo продал в виде NFT запись часового сета и флешку с роликом к нему за $1.26 млн. В том же месяце бруклинская певица VÉRITÉ за $27 000 продала права на студийную версию своего нового трека (за исключением прав на публикацию и контроль над записью) и 2 VIP-билета на все будущие выступления артистки. Eminem выпустил NFT-коллекцию «Shady Con» с экшн-фигурками и оригинальными инструментальными битами и продал ее за $1.78 млн. Мик Джаггер из The Rolling Stones за $50 000 продал NFT на тизер своей песни «Eazу Sleazу». 

Май. Техасский хор Verdigris продал в виде NFT запись классической песни Betty's Notebook за $375 000. В том же месяце транс-музыкант BT продал в виде NFT права на сервис Genesis.json, который генерирует непрерывный музыкальный контент из 15 000 аудио- и визуальных отрывков. Уникальный NFT был продан за $212 000. 

Август. Канадский рэпер Тори Ланез за 57 секунд продал ограниченный тираж своего нового альбома — миллион копий в формате NFT по цене $1 за штуку. Держатели токена также получили возможность проводить виртуальные встречи с музыкантом, прослушивать неизданные треки, получать подписанный мерч и т.д.

Октябрь. Альбом «Once Upon a Time in Shaolin» группы Wu-Tang Clan был продан децентрализованной автономной организации PleasrDAO за $4 млн. Альбом был выпущен в единственном числе в 2014 году и  2015 году продан аукционе предпринимателю Мартину Шкрели. В том же году Шкрели был арестован, а альбом конфискован и позже перепродан. В итоге альбом попал к криптосообществу PleasrDAO. Для держателей токенов Bored Ape Yacht Club (BAYC) провели закрытые фестиваль, вечеринку и концерт с участием Криса Рока, комика Азиз Ансари, The Strokes и других артистов.

Декабрь. Неизданный демо-трек Уитни Хьюстон был продан в виде NFT за $999 999.

Этот список можно было бы долго продолжать: в него вошли бы сотни исполнителей. Ведь NFT позволяют музыкантам не просто продать токен на песню, но и предоставить доступ к эксклюзивному контенту или уникальным возможностям. Например, серия Melos X Дэвида Боуи на NFT-площадке Binance включала неизданные аудиозаписи, фотографии и закулисные истории легендарного музыканта. А канадский певец Шон Мендес выпустил NFT-версии собственной гитары и кольца. 

Крупные игроки музыкальной индустрии также обращают внимание на NFT, не желая пропустить тренд. Например, одна из крупнейших звукозаписывающих компаний Warner Music Group сотрудничает с блокчейн-стартапом Genies для создания цифровых аватаров знаменитостей. А важнейшая американская музыкальная премия Грэмми объявила, что на очередной церемонии награждения победителей, которая состоится в апреле, будут представлены NFT, выпущенные в сотрудничестве с платформой OneOf. На что конкретно будут выпущены токены, пока неизвестно. Крупнейшая в мире музыкальная компания Universal Music Group объявила о запуске виртуальной метавселенной, основанной на BAYC, и о создании виртуальной группы Kingship, состоящей из четырех NFT-обезьянок.

Как развивается рынок музыкальных NFT-платформ

На рынке уже есть десятки специализированных музыкальных NFT-платформ. Рассмотрим крупнейшие из них: 

  • OneOf — платформа, запущенная в июне 2021 года на базе Tezos. Среди релизов — треки Уитни Хьюстон, Чарли Пута, Джейкоба Коллиера, Doja Cat, TLC, G-Eazy и AURORA среди прочих;
  • Catalog — одна из первых специализированных музыкальных NFT-платформ, запущенная в марте прошлого года. На сервисе размещены треки сотен различных исполнителей;
  • Origin Protocol — NFT-платформа на базе Ethereum, занявшая в прошлом году второе место по объему продаж музыкальных NFT;
  • Opulous — NFT-платформа на базе Algorand, в которой исполнители могут делиться с покупателями NFT суммой от роялти (авторских отчислений за треки); 
  • Audius — аналог классических стриминговых сервисов, но на блокчейнах Ethereum и Solana. У сервиса более 7 млн активных пользователей в месяц. Среди музыкантов, разместивших на платформе свои треки, Diplo, Weezer, Odesza;
  • E-NFT — еще один стриминговый сервис с поддержкой NFT;
  • Royal — сервис от 3LAU, позволяющий владельцам токенов получать долю от роялти.

Но большая часть торгов музыкальными NFT проходит на крупных NFT-площадках:

  • OpenSea — крупнейший NFT-маркетплейс с крупным разделом музыкальных токенов;
  • Nifty Gateway NFT-маркетплейс, через который в прошлом году прошло почти 50% всех продаж музыкальных токенов;
  • SuperRare — крупная NFT-платформа, позволяющая исполнителям получать 10% от каждой перепродажи токенов.

Как NFT могут изменить музыкальную индустрию 

Очевидно, что у исполнителей есть множество мотивов, чтобы использовать NFT для продажи своих произведений. Но как еще популяризация и массовая интеграция NFT могут изменить музыкальную индустрию? Рассмотрим на конкретных примерах. 

Новые способы получения дохода. Объем музыкального рынка — около $42 млрд в год, из которых менее 12% достается самим артистам. Продажа альбомов и треков больше не приносит существенного дохода музыкантам, а на стриминговых платформах большинство из них зарабатывают очень мало. 90% доходов от этих сервисов получает 1% самых популярных исполнителей, а остальные довольствуются скромными выплатами. 

NFT — это новый источник монетизации для музыкантов, которые таким образом могут рассчитывать на поддержку преданных поклонников. Так, NFT могут быть очень прибыльными. Например, продавший тизер песни за $30 000 Майк Шинода из Linkin Park заявил, что на стримингах эта песня никогда не принесла бы ему даже $10 000. А продюсер, рэпер и диджей Дэниел Аллан говорит, что сейчас продажа NFT приносит ему 85% от всех доходов. Дополнительный источник заработка — возможность для исполнителя зарабатывать на перепродаже токена, заложенная в смарт-контракт. 

Возможность делить роялти с держателями NFT. Смарт-контракты позволяют музыкантам делиться с держателями токенов частью суммы от авторских отчислений. Например, так работают платформы Opulous и Royal. В прошлом феврале канадский электронный музыкант Жак Грин предложил покупателям NGT долю в гонорарах за неизданный трек «Promise». А диджей 3LAU передал 50% прав на свою песню «The Worst Case» 333 держателям токенов на нее — они будут получать часть от роялти за каждое прослушивание песни на Spotify, Apple Music или на другом потоковом сервисе. 

Новые схемы краудфандинга. Держатели NFT на невышедший альбом Дэниела Аллана «Overstimulated» также получили право на 50% от будущих отчислений. Кстати, такая схема краудфандинга для музыкантов выгоднее, чем запись на лейбле, который заберет себе гораздо больше. Это выгодно и поклонникам, так как позволяет инвестировать в творчество своего кумира: представьте, что вы купили токен Билли Айлиш еще до выпуска ее первого альбома.

Сокращение числа посредников. Использование NFT позволяет музыкантам зарабатывать на своем творчестве с минимумом посредников.

Проблемы рынка музыкальных NFT 

Музыкальные NFT — новое явление на рынке, которому, как и прочим, присущи определенные правовые риски. Рассмотрим и их. 

NFT-рынок пока никак не регулируется, правовая природа невзаимозаменяемых токенов не определена. Владение NFT не отражено ни в одном законодательстве, поэтому с приобретением токена его держатель юридически не получает никаких прав. Это создает риски потери права собственности. 

Другая проблема — нарушение авторских прав. Владелец NFT получает право только на сам токен, а не на произведение, которое стоит за ним. Поэтому если платформа заявляет, что передает покупателям токенов права на песню, это еще не значит, что такая сделка действительна с юридической стороны. 

Также возможен выпуск NFT без разрешения автора произведения. Яркий пример — случай с NFT-платформой HitPiece. Сервис был запущен 1 декабря бывшим главой звукозаписывающего лейбла Militia Рори Фелтоном, бывшим рэпером MC Serch и инвестором Джеффом Бернингемом. Всего проект привлек около $5 млн от нескольких инвестфондов. Концепция проста: пользователи могли покупать токены на понравившиеся треки, а исполнители — получать прибыль от продаж этих NFT. Чуть позже выявилась проблема в баге, который позволял выпускать токены абсолютно любому пользователю — для этого не нужно было иметь права на песню и быть ее автором. 

В итоге за два месяца на платформе были выпущены сотни NFT, большинство — без ведома артистов и правообладателей. Музыканты, на чьи треки были выпущены NFT, публично обвинили площадку в воровстве, а Ассоциация звукозаписывающей индустрии Америки (RIAA) объявила организаторов мошенниками и направила им письмо с угрозой судебного иска. 

2 февраля проект временно закрылся, но основатели обещают вскоре перезапустить его, исправив допущенные ошибки. Согласно официальному заявлению HitPiece, представители сервиса не считают, что потворствовали мошенничеству, а воровство треков объясняют ошибками на этапе бета-тестирования. Интересно, что если кто-нибудь из правообладателей доведет дело до суда, выиграть ему будет непросто. Ведь формально сервис продавал лишь токены на песни, а не права на них — музыка просто загружалась из Spotify. Юридически никто ничего не крал.

Перспективы NFT на музыкальном рынке 

Вероятно, демонстрация кумирам поддержки — это главный повод для поклонников покупать NFT. Для артистов же NFT открывают новые формы взаимодействия со слушателями. 

Но пока в NFT-пространство пришла лишь небольшая часть достаточно продвинутых исполнителей, способных разобраться с новыми технологиями. Радует, что по мере популяризации музыкальных токенов мы увидим больше вариантов их использования. 

Время покажет, являются ли музыкальные NFT просто хайпом, побочным продуктом растущего крипторынка или же технологией, способной революционизировать целую индустрию. Музыкальные NFT-платформы, скорее всего, никогда не догонят по количеству юзеров потоковые сервисы и не сравнятся с простотой их использования. Но совершенно точно, что они найдут свою нишу и своих поклонников.

Статьи по теме
27.12.2023
Ключевые события в криптомире в 2023 году
0
21.11.2023
Активности для получения дропа в новом L2 Blast
0
26.10.2023
Интервью с фаундером CryptoClicker
0
24.03.2023
Интервью с ключевыми фигурами EZZY Game: главным разработчиком и главным маркетологом
0
30.12.2022
Итоги 2022 года: обзор ключевых событий из мира криптовалют
0